Статьи
                 
            

"Ситроен" в ромашку


  Окружающим я обычно свое плохое настроение отсутствием денег. А для особо настырных добавляю: "Не хватает на серебристый Rolls-Royse в розовый горошек". В любой шутке есть доля шутки, но в каждом из нас действительно живет желание выделиться. И вот в автоиндустрии появилось направление, позволяющее добиться полной личной эксклюзивности - аэрография. Картина, созданная на вашей машине, абсолютно неповторима. И вы можете с полным правом сказать, что ваш автомобиль - единственный в мире!

ИСТОРИЯ
Первые разрисованные машины появились в середине 20-х гг. прошлого века, когда коммерсантам пришло в голову размещать на автомобилях рекламные плакаты своей фирмы. Правда, в этих "раскрасках" было мало от искусства и много от балагана - бродячие актеры и циркачи расписывали свои фургоны еще в Средние века, задолго до появления автомобиля. И рекламные логотипы компаний оккупировали борта корпоративных грузовиков и легковушек на долгие полвека.
Следующий всплеск автоживописи совпал с появлением нитрокрасок в аэрозольной упаковке, расцветом поп-арта и кульминацией движения хиппи. В "бунтарские" 70-е по всем дорогам колесили расписанные лозунгами и "пацификами" дешевые VW самых разных модификаций. Параллельно этому движению в США появляются первые хотроды с нарисованными языками пламени, а дальнобойщики начинают украшать кабины изображениями лосей, бизонов и полуобнаженных красоток.
С развитием качественной полиграфии в конце 80-х началась мода на аппликации на пленке. Машины обклеивали цветными полосами и забавными зверюшками (наверняка многим из нас памятны зеленые червячки, "прогрызшие" крыло, "выглядывающие" из багажника "кисти рук", ну и кляксы всевозможных цветов, размеров, которыми прикрывали дефекты лакокрасочного покрытия). Настоящий расцвет автоживописи начался с появлением моды на аэрографию в середине 90-х гг. Миниатюрный и, что немаловажно, довольно легкий распылитель краски позволяет получить очень тонкие линии, а поскольку его можно держать, как обыкновенную авторучку, то и качество рисунка получается на несколько порядков выше, чем у аэрозолей.
В России интерес к аэрографии возник перед дефолтом, тогда же появились и первые машины, собиравшие толпы людей при любой остановке перед светофором, не говоря уже о парковках.
Естественно, после кризиса 1998 г. подавляющему большинству стало не до росписей, но как только экономическая ситуация в стране стабилизировалась, наступил новый расцвет аэрографии.

ТЕХНОЛОГИЯ
Как ни странно, но самый сложный момент - это выбор рисунка. Кто-то приходит уже с эскизами, у кого, то есть только идея (нарисуйте мне вот такого волка!), а кто-то определился лишь с той областью жизни, откуда хотелось бы получить "картинку" - природа, механизмы и т.д. Один желает, чтобы у него по машине порхали бабочки, а другой жаждет видеть сцены апокалипсиса (есть даже заказы на Нью-Йорк 11 сентября 2001 г.)
Обычно после обсуждения идеи автомобиль фотографируется, художник готовит несколько компьютерных эскизов, и вы выбираете один из них (будьте готовы к тому, что эскиз с окончательным вариантом может совпадать не полностью), а машина тем временем подготавливается
Подготовка автомобиля для аэрографии такая же, как и при покраске. Нужная часть/деталь (чаще всего заказывают крыло, боковину или капот) "вышкуривается", т.е. покрытие делается матовым, чтобы краска легла правильно и лучше держалась. Попутно удаляются все дефекты, и деталь выводится до идеального состояния. Самый простой вариант: если автомобиль новый, нужно лишь снять тончайший (меньше микрона) слой лака. Естественно, что при этом все части (резиновые уплотнители, светотехника, стекла), на которые
может, но не должна попасть краска, демонтируют или заклеивают.
Потом накладывается базовый (фоновой) слой краски, и уже на него при помощи трафаретов и лекал наноситься рисунок. При нанесении рисунка используется не только аэрограф, но и малые краскопульты типа Mini-Jet.
Работать по базовой краске можно только очень ограниченное время (от 20 минут до 3-х суток), поэтому, когда автомобиль запускается в работу, художник работает "без выходных и проходных".
Законченный рисунок покрывается лаком. Когда рисунок сложный, с большим количеством мелких деталей, красочное покрытие представляет собой слоеный пирог. Поэтому первый слой лака вышкуривается, плоскость "выводится в ноль" и покрывается лаком снова.
Аппликация, столь популярная в конце 80-х, также не забыта. В современном дизайне все больше и больше используются индустриальные мотивы, требующие демонстрации "оголенного металла". Краска плохо передает эффект: с какой стороны не смотри -все равно "серебрянка". Поэтому в рисунке используются элементы аппликации тончайшего металла (специализированной фольги), которые делают имитацию полной (мне приходилось видеть и иллюзию головок болтов, и нарисованные металлические заплаты - очень натурально).

МАТЕРИАЛЫ
Люди, расписывающие автомобили, дорожат своим именем и поэтому используют высококачественные краски и лаки, чаще всего одного производителя. Это обусловлено тем, что разные компоненты одной марки лучше сочетаются, а приверженность к тому или иному бренду объясняется освоением технологических особенностей - для каждого производителя своих. Стоит поинтересоваться и квалификацией художников и маляров. Уважающие себя фирмы посылают их на стажировку, и не обязательно заграницу - большинство компаний-производителей имеют учебные центры в России.

ПСИХОЛОГИЯ
Рисунки на машине можно разделить на мужские и женские. Мужчины по характеру, как известно, более предсказуемые, агрессивные и прямолинейные, предпочитают "мужскую" тематику (спорт, женщины, техника), а женщины... А женщины могут заказать все что угодно. Женские интересы варьируются от кошек всех мастей и цветочков-букашек до изображения взрывов, пожаров и прочих катаклизмов. Часто случаются и просчеты от незнания "предмета". Так, владелец синей Subaru Impreza захотел изобразить на крыле циферблат часов -выбор довольно странный, если учесть, что в Японии часы - символ смерти.
Самые большие сложности возникают, когда сам заказчик не знает, чего он собственно хочет: сегодня -хищников, а завтра - лунную ночь с молниями... Так что - определитесь заранее. И в первую очередь, с тем, хотите ли вы подчеркнуть дизайн машины или, наоборот, максимально уйти от него в сторону. Иначе процесс может затянуться на несколько недель.

ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ
В последнее время в Интернете все чаще встречаются вот такие объявления: "Аэрография, $50-100 за деталь, тел/e-mail..." Ни фамилии художника, ни используемых материалов. У художников же с именем и хорошей репутацией как минимум 500-1000 за деталь. (На моих глазах один известный художник запросил за роспись небольшого внедорожника $7000). Чем объяснить такую - на порядок - разницу в ценах?
У любого производителя красок и лаков обычно представлена вся линейка - от бюджетных вариантов ($6-7 за литр лака) до сверхдорогих ($70-80 за литр). Уважающий себя художник использует наиболее качественные материалы (лаки, краски, трафареты, линейки, и т.д.) Качественная покрасочная камера, квалификация маляра (который будет готовить машину, а после того как рисунок закончен, лакировать и полировать) тоже стоят денег. Так что себестоимость составляет примерно $80-100. И все прекрасно знают, что качественно покрасить (без рисунка) деталь стоит $250-300. Естественно, что ни художник, ни маляр за копейки работать не будут ( в противном случае и качество будет копеечное). Вот и получается, что "нераскрученный" художник, качественно делающий свою работу, не может взять меньше $450-500 за деталь (дверь, крыло) или около $750 за капот (считается, как и при покраске, за 1,5 детали). Если же деталь с дефектами и их придется устранять, и если одновременно с аэрографией заказывается еще и кузовной тюнинг (дополнительные прорези в крыльях, декоративные решетки и т.д., которые используются в рисунке и помогают создать цельный образ), то стоимость работ немного возрастает. Да и сам рисунок с обилием мелких деталей, которые приходится прописывать, так же увеличивает общую стоимость. Использование же комбинированной техники (аэрограф + аппликация) удорожает каждую деталь на $30-50. Одноцветные графические рисунки заказывают нечасто, но и такое тоже встречается, цена от количества цветов, как правило, не меняется.
После того, как эскиз утвержден, на машину уходит от трех дней до двух недель ( в среднем два дня на деталь + подготовка и финишная полировка). Быстрее всего наносится рисунок на запасное колесо внедорожника - 1,5 - 2 дня.

ХУДОЖНИКИ
Чаще всего, это люди, оторванные от реальности, - как и большинство представителей творческих профессий. Ваша задача найти мастера, чьи эстетические вкусы и предпочтения не будут вас раздражать и коробить. Естественно, что стилистика у каждого художника своя, и это тоже надо учитывать. Выбирайте ту, которая вам ближе (один из автомобилей, который меня поразил - серебристый Ferrari, при взгляде на который возникло ощущение, что его кузов грубо сварен из неокрашенных листов металла). Качество работы легко определить по прорисовке мелких деталей - чем тоньше они выписаны, тем больше времени художник потратил на рисунок и тем ответственнее он отнесся к работе. К сожалению, увидеть это на фотографиях сложно, но у большинства художников есть демонстрационные автомобили-образцы.

ОКРУЖАЮЩИЕ
Разрисовав свой автомобиль, будьте готовы к тому, что у него не только изменится внешний вид, но и отношение к нему окружающих - вы автоматически попадете в центр внимания. Как показывает практика, наша нецивилизованная публика будет тыкать пальцами и кричать: "Во, гляди, какая!.."
Вниманием работников ГАИ вы тоже не будете обделены. На всякий случай знайте, что если рисунок не занимает более 30% от площади кузова, и не закрывает госномера, то дополнительной отметки в техпаспорте не требуется, но, по отзывам владельцев полностью разрисованных автомобилей, у них тоже ни разу не возникало проблем ни с ГАИ, ни с техосмотром.
Еще одно немаловажное и приятное обстоятельство - такие машины практически неугоняемы! Нет смысла угонять заметную машину, когда можно взять такую же, но не привлекающую лишнего внимания.

Красиво...
всё об аэрографии
Hosted by uCoz